Начиная с 20 июня 2021 года документы для поступления во многие вузы можно подать дистанционно: через личный кабинет сайта учебного заведения или с помощью специального сервиса «Поступление в вуз онлайн» портала Госуслуг. Это наиболее удобные, безопасные и бесконтактные варианты из четырёх способов подачи документов, установленных в п. 9 Приказа №226 от 01.04.2021 Министерства науки и высшего образования РФ.
Два других способа предусматривают либо отправку комплекта необходимых документов экспресс-доставкой или Почтой России, либо их представление лично при посещении вуза самим абитуриентом или его представителем по доверенности.
В некоторых регионах из-за введённых ограничений в связи с пандемией коронавируса подать документы очно нет возможности. В п. 14 Приказа №226 указано, что личная подача документов в каждом регионе допустима только при условии спокойной эпидемиологической обстановки и распоряжения руководителя региона.
Кроме того, большинство учебных заведений старается идти в ногу со временем и переходит на электронный документооборот, отказываясь от горы бумаг и принимая заявления с приложениями только в электронном виде.
Рассмотрим подробнее, как подать документы онлайн, и выясним нужна ли для этого электронная подпись.
Подаём документы на сайте вуза
Возможность подачи документов на поступление онлайн реализована на сайтах многих университетов и институтов. Порядок действий примерно одинаков:
- Прежде всего регистрируем личный кабинет и заполняем требуемые личные данные абитуриента: ФИО, дату и место рождения, паспортные данные и другие по списку на сайте.
- Прикрепляем фотографию и сканы: паспорта, аттестата об окончании среднего учебного заведения, других документов о прохождении обучения, дипломов о награждении и участии в олимпиадах, медицинскую справку формы 086/у, а также при наличии – сканы официальных бумаг, подтверждающих право на льготы.
- Распечатываем с сайта заявление о приёме, подписываем, сканируем, загружаем и отправляем файл через личный кабинет.
- После сдачи ЕГЭ результаты загрузятся в систему автоматически либо придётся ввести их вручную. Это будет указано на конкретном сайте.
Приёмная комиссия в течение нескольких дней должна рассмотреть заявление и вынести решение о включении в списки поступающих или об отказе. Информацию вы увидите на сайте. После положительного решения нужно заполнить заявление о согласии на зачисление, подписать его, отсканировать и загрузить файл в личный кабинет.
В течение первого учебного года необходимо представить в вуз оригиналы аттестата и остальных посланных документов.
Подаём документы на портале Госуслуг
В 2020 году был создан сервис «Подача заявления на поступление в ВУЗ». Подать документы на Госуслугах можно было в 54 учебных заведения. В текущем году это количество увеличилось уже до 137 и, вероятно, это не предел. Советуем ознакомиться со списком подключённых к сервису образовательных учреждений.
Через сервис «Подача заявления на поступление в ВУЗ» принимаются документы только на бюджетные места бакалавриата и специальности очной формы обучения. Одновременно можно подать заявление в пять университетов и выбрать до 10 направлений в каждом. Здесь же можно проверять свой рейтинг, а затем определиться с выбором и подать заявление о зачислении в один из вузов.
Алгоритм отправки документов через этот сервис во многом похож на предыдущий, но имеет важные особенности. Главная из них – наличие подтверждённого аккаунта. Действуем следующим образом:
- Прежде всего создаём личный кабинет, если мы впервые на портале. Заполняем требуемые при регистрации данные абитуриента.
- Затем подтверждаем личность владельца учётной записи. Это можно сделать несколькими способами, их мы подробно рассмотрим ниже. Без подтверждённого аккаунта невозможно будет подать документы, пользоваться различными услугами и выполнять любые действия на портале Госуслуг. На это может уйти несколько дней, поэтому нужно иметь время в запасе.
- Заполняем заявление о приёме, указав в нём: по каким предметам сдаются ЕГЭ и в какие учебные заведения собираемся подавать документы на поступление. Личные данные будут подставлены в форму автоматически из личного кабинета.
- Загружаем сканы необходимых документов: аттестата и других.
- Отправляем заявление. Некоторые данные можно будет позже изменить.
- Отслеживаем в сервисе свой рейтинг среди других абитуриентов.
- Выбираем вуз и посылаем заявление о зачислении. Если вы передумаете поступать в этот университет или на эту специальность, вы можете отозвать и заменить этот документ.
В первый год обучения необходимо представить в вуз оригиналы всех посланных через сервис документов.
Способы подтверждения аккаунта на Госуслугах
Учётная запись на портале подтверждается после создания личного кабинета одним из следующих способов:
- При личной явке в МФЦ. Приём осуществляется по записи, иногда срок ожидания составляет две-три недели.
- Через Интернет-банк при условии, что абитуриент является клиентом одного из банков: Банка «Санкт-Петербург», Сбербанка, ВТБ, Почта Банка, Тинькофф Банка.
- Получив через Почту России подтверждающее письмо.
- Используя личную квалифицированную электронную подпись.
Подтверждение личности занимает на портале Госуслуг несколько дней. В течение этого времени данные проверяются и пользоваться сервисом не получится. Но затем можно будет не только подать документы для зачисления на обучение, но и пользоваться другими возможностями портала.
Получение электронной подписи
Чтобы сделать аккаунт подтверждённым, абитуриент может заказать в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ) квалифицированную электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для этих целей подходит любой вариант, достаточно выбрать базовую подпись для физических лиц. Её можно оформить начиная с 14 лет. Для несовершеннолетнего дополнительно к стандартному комплекту документов требуется также письменное согласие на выпуск ЭЦП родителей или опекунов.
Список документов для получения ЭЦП абитуриентом:
- Паспорт (оригинал или нотариально заверенная копия).
- Свидетельство ИНН (оформляется на сайте ФНС).
- СНИЛС (можно получить через МФЦ или напрямую в отделении ПФР).
- Заявление на получение сертификата ЭЦП, подписанное лично абитуриентом. Бланк выдаёт УЦ при обращении. Если вы собираетесь оформлять ЭЦП в нашем удостоверяющем центра, то можно скачать форму на нашем сайте.
- Согласие одного из родителей в простой письменной форме с личной подписью (без заверения) на обработку персональных данных ребёнка и приобретение ЭЦП.
Оформление в нашем сервисном центре
Обратившись в сервисный центр СКБ Контур в период с 01 по 31 июля 2021 года вы получите скидку 20% на электронную подпись для абитуриента. Стоимость для физических лиц (без скидки) составляет 1400 рублей.
В стоимость входит:
- сертификат ЭЦП;
- лицензия на КриптоПро CSP, это программа для работы с подписью;
- настройка рабочего места;
- сервис для заверения документов;
- техническая поддержка.
Выпуск ЭЦП можно заказать в нашем офисе, предоставив необходимые документы и оплатив счёт, либо оставив заявку на сайте. Менеджер перезвонит, выставит счёт за услуги и поможет загрузить сканы документов, необходимых для генерации ЭЦП. Данные проверяются в срок до 2-х дней, затем нужно приехать в наш офис с паспортом для получения носителя с подписью и оформления документов. Возможен выезд курьера по указанному адресу.
Дата публикации: 16.06.2021