Согласно вступившим в силу с 1 января 2022 года поправкам в Федеральный закон «Об электронной подписи» N 63-ФЗ первый или обновлённый сертификат электронной подписи (ЭП) изготавливаются только в удостоверяющем центре (УЦ) налоговой службы. Индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих организаций получают его в отделении ФНС РФ.
Для получения сертификата по новым правилам выполните следующие действия:
1. Получите талон на приём в ФНС.
Запишитесь онлайн в налоговую инспекцию на сайте https://order.nalog.ru/, выбрав вид услуг «Выдача КЭП». Доступны для записи даты в пределах ближайших двух недель. На текущий день запись невозможна. Талон с номером и датой придёт на ваш адрес электронной почты.
Первый раз для получения сертификата руководитель организации или ИП должен лично явиться в отделение ФНС, предполагается, что второй и последующие КЭП будут выдаваться удалённо.
2. Подготовьте комплект документов и токен.
Для получения КЭП руководитель должен взять с собой паспорт гражданина РФ и свой СНИЛС (оригиналы документов), а также токен с сертификатами.
Токен является защищённым носителем информации, сертифицированным ФСБ или ФСТЭК РФ. Внешне он напоминает обычный флеш-накопитель, но применять нужно именно его, а не флешку. Можно использовать уже имеющийся токен или приобрести новый в аккредитованном УЦ, например, в Контуре.
Скачайте сертификат, подтверждающий соответствие токена требованиям безопасности. Это можно сделать на сайте выпустившей его фирмы. Наиболее популярен Рутокен лайт.
В инспекции могут дополнительно потребовать предъявить сертификат подлинности на токен. Он доступен на сайте производителя.
3. Получите сертификат ЭП.
Придите в отделение ФНС немного раньше назначенного времени, зарегистрируйте талон в автомате. На приёме инспектор проверит представленные вами документы, и либо при вас сформирует электронную подпись и запишет на токен, либо назначит вам время, когда вы сможете забрать готовый сертификат подписи на токене. Обычно это можно сделать на следующий день. Токен выдаётся по паспорту и в получении необходимо расписаться, поэтому оба раза явиться в налоговую придётся лично руководителю.
4. Купите и установите программу КриптоПро.
Для каждого компьютера, на котором будут использовать сертификат электронной подписи, необходимо приобрести лицензию на программу КриптоПро CSP. В Контуре вы можете купить программу и получить помощь с настройкой браузера.
Сертификат, полученный в отделении ФНС, не получится скопировать и использовать одновременно на нескольких рабочих местах. Это сделано специально с целью повышения степени защиты данных. Каждому сотруднику понадобится личный токен с сертификатом. Контур является аккредитованным УЦ и оформит для вашей организации или ИП необходимое количество личных сертификатов электронной подписи.
Дата публикации: 10.01.2022